Большинство организаций, которые продают гражданам товары или оказывают им услуги, обязаны использовать контрольно-кассовые машины (далее – ККМ). При этом выручка, которая отражается в журнале кассира-операциониста, кассовой книге и т. д., должна совпадать с тем, что показывают контрольные ленты ККМ. Однако часто этого не происходит. Причинами могут быть как противоправные действия организации (неоприходование части выручки), так и несоблюдение правил оформления кассовых операций (например, неправильное отражение возвратов и ошибочно пробитых сумм). Если налоговая инспекция обнаружит несоответствие между контрольными лентами и кассовыми документами, то организацию оштрафуют. Насколько велик этот штраф? Как его можно избежать? На эти вопросы мы ответим в статье с учетом сложившейся арбитражной практики.

Ситуация
Налоговая инспекция провела проверку соблюдения организацией правил пользования
ККМ, в результате которой установлено, что она не оприходовала часть выручки.
Такой вывод был сделан на основании того, что суммы, указанные в кассовой книге
и зафиксированные в фискальной памяти ККМ (контрольные ленты), не совпадали. За
это организацию оштрафована в соответствии с пунктом 9 Указа Президента РФ от
23.05.94 № 1006 (далее — Указ № 1006). Величина санкции равна трехкратному размеру
неоприходованной в кассу выручки.
Фирма отказалась уплачивать штраф в добровольном порядке. Поэтому налоговая инспекция
обратилась в суд с иском о его взыскании.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Он указал, что налоговая инспекция
не представила достаточных доказательств факта неоприходования организацией денежных
средств в кассу. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция подала кассационную жалобу. В ней она попросила удовлетворить
иск в полном объеме, сославшись на неправильное применение судом первой инстанции
норм материального права.

Решение
ФАС Северо-Западного округа рассмотрел материалы дела и в постановлении от 27.02.2002
№ 5641 указал следующее.
Сведения о всех суммах, которые поступили в кассу организации, должны отражаться
в кассовой книге. Это следует из статьи 34 Федерального закона от 02.12.90 №
394-1 «О Центральном банке РФ (Банке России)» и пункта 22 Порядка
ведения кассовых операций в РФ, который утвержден решением совета директоров
Банка России 22.09.93 № 40.
Однако проверяемая организация нарушила указанные правила. Она не учла в кассовой
книге денежную выручку, получение которой зафиксировано фискальной памятью ККМ
и приходными кассовыми ордерами.
Ответственность за такое правонарушение предусмотрена пунктом 9 Указа № 1006.
На организацию накладывается штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы.
При этом довод о неумышленных ошибках не может быть принят во внимание. Напомним,
что в соответствии со статьей 12 КоАП РСФСР административное правонарушение
может быть совершено и по неосторожности.
Суд кассационной инстанции отметил, что налоговая инспекция не нарушила процедуру
привлечения организации к административной ответственности. Размер штрафа определен
в соответствии с данными приходно-кассовых ордеров, кассовых чеков и кассовой
книги и не оспаривается предприятием-нарушителем. Решение о привлечении организации
к ответственности вынесено в пределах двухмесячного срока со дня совершения
правонарушения.
На основании вышеизложенного ФАС Северо-Западного округа удовлетворил кассационную
жалобу налоговой инспекции. Решение суда первой инстанции отменено.

Советы
Отметим, что инспекторы отделов оперативного контроля, которые проверяют соблюдение
организациями правил применения ККМ, в последнее время делают упор именно на
проверку полноты оприходования выручки в кассу. Фактически сейчас ее неотражение
— это единственное основание, по которому на организацию может быть наложен
штраф.
Напомним, что штрафы за неприменение ККМ налагались в соответствии со статьей
7 Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении ККМ при осуществлении денежных
расчетов с населением». Однако в конце прошлого года они были удалены из
этой статьи Федеральным законом от 30.12.2001 № 196-ФЗ.
Проверки полноты оприходования выручки обычно проводятся по следующему алгоритму.
1. С ККМ снимают полные фискальные отчеты за проверяемый период (месяц, квартал
и т. д.).
2. Данные этих отчетов сверяются с журналами кассира-операциониста, приходными
кассовыми ордерами, Z-отчетами (отчеты по ККМ за каждый день работы) и кассовой
книгой организации.
3. Проверяется правильность оформления возвратов и ошибочно пробитых сумм.
В ходе проверки могут быть обнаружены расхождения (например, по кассе пробито
больше, чем оприходовано в кассовой книге) и незадокументированные возвраты
или ошибочно пробитые суммы. В этом случае проверяющие составляют акт и протокол
об административном правонарушении.
Чтобы избежать таких неприятностей, бухгалтер должен внимательно следить, чтобы
все суммы из Z-отчетов по всем ККМ за каждый день работы были отражены в приходных
кассовых ордерах и кассовой книге.
Кроме того, следует правильно оформлять возвраты и ошибочно пробитые суммы.
Для этого нужно составлять акт по форме КМ-3, утвержденной постановлением Госкомстата
России от 25.12.98 № 132.
Акт составляется в одном экземпляре. Его подписывают члены комиссии, в которую
обычно входят заведующий отделом (секцией), старший кассир, кассир-операционист.
Чеки, которые возвращены покупателями (ошибочно пробиты), должны быть погашены,
наклеены на лист бумаги и вместе с актом сданы в бухгалтерию. Суммы, выплаченные
по возвращенным чекам, записываются в журнал кассира-операциониста. На них уменьшается
выручка за соответствующий день.
Отметим, что оштрафовать за неоприходование выручки в кассу могут не только
организацию, но и ее руководителя. В соответствии с пунктом 9 Указа № 1006 ему
придется заплатить 5000 рублей.

М.В. Скороходов , эксперт АГ «РАДА»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.