«Белые пятна» Налогового кодекса — причина головной боли бухгалтеров. Однако некоторые пробелы можно использовать в своих целях. Например, чтобы несколько раз начислить в налоговом учете амортизацию по имуществу.

Один из вопросов, который глава 25 Налогового кодекса не затрагивает, — это первоначальная стоимость имущества, полученного как вклад в уставный капитал. Логично предположить, что в налоговом учете такое имущество будет значится в сумме, по которой его оценили учредители. Однако такое положение создает почву для нехитрой схемы: передавая имущество в уставный капитал, «накручивать» его цену. Поскольку проделывать это можно многократно, появляется возможность амортизировать одно и то же основное средство столько раз, сколько заблагорассудится.

Проанализируем текст кодекса более детально. Как определить первоначальную стоимость основного средства в налоговом учете, сказано в статье 257 Налогового кодекса. Эта статья рассматривает только ситуации, когда фирма приобретает оборудование или получает его безвозмездно.

Однако определить первоначальную стоимость вклада в уставный капитал так, как это делают в случае безвозмездной передачи имущества, кодекс не позволяет. Дело в том, что статья 257 Налогового кодекса содержит ссылку на пункт 8 статьи 250. Здесь сказано об оценке такого имущества. Однако этот пункт не распространяется на вклады в уставный капитал. Следовательно, относительно стоимости имущества, полученного от учредителя, кодекс никаких указаний не содержит.

В то же время, согласно ПБУ 6/01, первоначальной стоимостью основного средства, переданного в уставный капитал, является его оценка учредителями. А что если в налоговом учете использовать этот же принцип.

Пример 1

ЗАО «Актив» в январе 2002 года приобрело принтер за 15 000 руб. Срок его службы — 37 месяцев. К декабрю 2003 года «Актив» списывал в расходы амортизацию принтера уже 22 месяца (февраль-декабрь 2002 года + январь-ноябрь 2003 года). Сумма амортизации составила 8918,92 руб. (15 000 : 37 ( 22).

В ноябре «Актив» внес принтер в уставный капитал «Пассива». При этом в налоговом учете у «Актива» не возникает расходов, а у «Пассива» — доходов. В учредительном договоре указано, что принтер оценен в 15 000 руб. По этой стоимости «Пассив» и отразил принтер в налоговом учете. Эту сумму фирма будет списывать в расходы в течение оставшихся 15 месяцев его службы (37 — 22).

Общая сумма, которую «Актив» и «Пассив» включат в расходы по этому принтеру, составит 23 918,92 руб. (8918,92 + 15 000).

Обратите внимание: если сумма вклада в уставный капитал превышает 20 000 рублей, то для его оценки понадобится независимый оценщик. Такое требование содержит закон об обществах с ограниченной ответственностью и закон об акционерных обществах. Таким образом, использовать эту схему с дорогостоящим имуществом сложнее, чем с основными средствами, которые дешевле 20 000 рублей. Но все же это возможно. Ведь и оценщиком основное средство может быть оценено выше, чем его остаточная стоимость в налоговом учете учредителя.

Конечно, главное налоговое ведомство России не обошло вниманием это упущение законодателей. В пункте 5.3 методички МНС по налогу на прибыль сказано, что стоимость вклада в уставный капитал «определяется по данным налогового учета у передающей стороны». Однако, как мы уже видели, из текста Налогового кодекса такой вывод сделать нельзя.

П. Фадеев, налоговый юрист

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.