Правительство наконец-то определилось с тем, как оно будет возмещать ущерб, причиненный гражданам и фирмам противоправными действиями или бездействием государственных чиновников. Однако на деле получить компенсацию за «вред» будет не так-то просто.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса, предприятия, понесшие убытки в результате
незаконных действий налоговых инспекторов и (или) налоговых полицейских, вправе
возместить их за счет средств российской казны. Но только в прошлом месяце пострадавшие
организации смогли узнать о том, как это сделать.

9 сентября 2002 года своим постановлением № 666 правительство утвердило Правила
исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам
к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями
(бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной
власти.

Правила пригодятся всем предприятиям, натерпевшимся от «вредности»
чиновников. В частности, к таковым относятся фирмы, потратившиеся на оплату
услуг адвокатов, нанятых для защиты их прав в ходе судебного рассмотрения налоговых
споров. Они могут компенсировать такие расходы при наличии двух условий. Во-первых,
им нужно выиграть дело в суде. Во-вторых, судьи должны вынести решение об удовлетворении
их требований о возмещении потраченных сумм. Именно это решение является основанием
для взыскания денег с государства.

Так как же компенсировать убытки, причиненные нерадивыми налоговыми инспекторами
и (или) налоговыми полицейскими?
Для этого организации нужно обратиться в Минфин. Причем финансовому ведомству
нужно представить следующие документы: копию решения суда о возмещении реального
ущерба и (или) упущенной выгоды, исполнительный лист по этому решению и заявление
о взыскании денег (с указанием реквизитов банковского счета).

Минфин обязан выплатить предприятию необходимую сумму в течение двух месяцев.
Но финансовое ведомство может отказать в выдаче денег, если судебное решение
о возмещении вреда было отменено или приостановлено, а также если организация
допустила ошибки в представленных документах или опоздала с предъявлением исполнительного
листа. Напомним, что исполнительный лист, выданный арбитражным судом, действителен
только в течение полугода (подп. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля
1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно Правилам, добиться компенсации достаточно просто: отдай документы и
жди денег. Но на бумаге все выходит складно. А вот не развалится ли эта «красивая»
схема на практике?

Одни юристы считают, что Правила будут работать. «Больше нельзя отказывать
в возмещении вреда из российской казны, сославшись на отсутствие порядка исполнения
таких судебных решений, — говорит Вадим Зарипов, главный специалист ОАО «Объединенные
Консультанты «ФДП»». — Кроме того, теперь можно не бояться отказа
в выдаче денег из-за того, что их нет в бюджете. Ведь статья 128 Федерального
закона 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год»
разрешает исполнение подобных решений судов в объемах, превышающих ассигнования
на эти цели».

Другие предполагают, что проку от нового правительственного «творения»
не будет. «Суды попросту не станут удовлетворять требования о компенсации
убытков, причиненных нерадивыми чиновниками, — считает Светлана Козлова, юрист
(г. Санкт-Петербург). — Причина проста: государство платит судьям зарплату,
поэтому не в их интересах выносить решения, которые могут ударить по государственному
карману».

Мария ИВАНОВА
Материал предоставлен журналом «Расчет»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.