В начале апреля Госдума приняла в первом
чтении проект 25 главы второй части Налогового кодекса, посвященной
налогу на прибыль. Скоро бухгалтерам не потребуется ни Инструкция
№ 62, ни святая святых — Положение о составе затрат. Хотя принятый
законопроект еще может претерпеть массу изменений, знакомство
с ним стоит начать уже сейчас, чтобы новый налог на прибыль
не застал предприятие врасплох.

Принятый законопроект стал результатом компромисса между правительством
и Госдумой. Видимо поэтому в нем встречаются противоречия.
Как сказал один из членов бюджетного комитета Думы, еще до начала
обсуждения главы депутаты и правительство договорились, что
все предполагаемые изменения не должны приводить к каким-либо
ухудшениям положения налогоплательщиков. Неужели заботой о налогоплательщике
объясняется то, что доход будет признаваться по принципу начисления?
Пользоваться кассовым методом («по оплате») смогут лишь предприятия,
у которых сумма выручки (без учета НДС и налога с продаж) «за
предыдущие четыре квартала не превысит в совокупности одного
миллиона рублей за каждый квартал».

Не повезло и субъектам малого предпринимательства. В нынешней
редакции законопроекта льготы для них отменены. «Понятие
малого предприятия сегодня довольно условно — отсюда критическое
отношение депутатов к подобным льготам. Пора уходить от этого
термина к новому, более актуальному понятию — независимого и
аффилированного предприятия,
— объясняет причину предполагаемой
отмены льготы Игорь Динесу, член бюджетного комитета Думы. —
Нельзя ставить в один ряд малые предприятия, учрежденные
крупными разветвленными компаниями и действительно мелкие предприятия,
созданные группой независимых собственников»
.

К сожалению, законопроект не оправдал и других ожиданий: остались
нормируемые расходы, по-прежнему велик список расходов, не учитываемых
при налогообложении. К числу нормируемых отнесены консультационные
услуги между взаимозависимыми лицами (5 процентов от расходов
на оплату труда), представительские расходы (4 процента от расходов
на оплату труда) и расходы на подготовку кадров (5 процентов
от расходов на оплату труда). Причем в законопроекте четко оговорено,
что оплата высшего и среднего образования сотрудников не признается
расходами организации по подготовке кадров. Зато расходы на
рекламу не лимитируются, а это уже шаг вперед.

Малоприятным нововведением является то, что доказывать обоснованность
и необходимость расходов предстоит налогоплательщику.

В законопроекте предусмотрены новые правила начисления амортизации:
основные средства поделены на 12 групп в зависимости от срока
их полезного использования. Каждой группе соответствует своя
норма амортизации, рассчитываемая исходя из этого срока. Какое
имущество относится к той или иной группе должно определить
правительство.

Порадует многих налогоплательщиков и то, что проценты по заемным
средствам можно будет относить на расходы вне зависимости от
источника и целей их получения. Однако по валютным займам величина
процентов ограничена 12 процентами годовых, а не 15-ю, как сейчас.
Норматив по рублевым займам не меняется (ставка рефинансирования
плюс 3 процента).

Базовая ставка налога также остается на том же уровне, что и
сейчас, — 35 процентов.

Не остались без внимания депутатов и налоговые льготы. По-прежнему
предусматривается освобождение от налогообложения прибыли от
производства жизненно необходимых лекарств и сельскохозяйственной
продукции. Средства, направленные организацией на благотворительность,
будут уменьшать налоговую базу не более чем на пять процентов.
Остается льгота на финансирование капитальных вложений (пока
на ближайшие 5 лет) и на покрытие убытков прошлых лет. Но уменьшить
налоговую базу более чем на 50 процентов, как и сейчас, эти
льготы не смогут.

Отметим, что в новом виде льгота по капитальным вложениям не
будет распространяться на погашение процентов по банковским
кредитам (только на сам кредит). Не получится воспользоваться
этой льготой и при финансировании жилищного строительства. Не
нашлось места в законопроекте и для существующей льготы для
вновь созданных производств.

Правила покрытия убытков прошлых лет станут более благоприятными.
Полученный убыток можно будет в полном объеме переносить на
следующий год либо целиком или частично на любой год из последующих
девяти лет. Но эти нормы распространяются только на убытки,
определенные в соответствии с главой 25 Налогового кодекса,
а «старые» убытки придется переносить по сегодняшним правилам,
то есть равномерно в течение пяти лет.

Сохраняет законопроект и право региональных и местных органов
власти предоставлять дополнительные льготы по налогу на прибыль
в части сумм, подлежащим зачислению в их бюджеты. Правда, дискуссия
по этому поводу продолжается. Поэтому региональные и местные
льготы по налогу на прибыль пока остаются под вопросом.

Хотя в принятом законопроекте общее число льгот уменьшается,
сколько их окажется в итоге, сегодня ответить не сможет никто.
«Думаю, что многие депутаты попытаются сохранить сегодняшние
льготы или придумать новые. Звучат предложения предоставить
льготы по налогу на прибыль кредитным организациям и лизинговым
компаниям, оказывающим услуги малому бизнесу.
— отмечает
Игорь Динесу. — Обсуждение и принятие налога на прибыль —
это идеальное время для охоты за льготами. Сезон открылся…».
Так что организациям, занимающимся налоговым планированием,
придется внимательно следить за дальнейшей судьбой этого законопроекта.

Ставки налога

Доход российских компаний, банков и постоянных представительств
иностранных компаний

35%,
в том числе:
10% в федеральный бюджет
20% в региональные бюджеты
5% в местные бюджеты

Процентный доход по государственным и муниципальным ценным
бумагам (кроме ОВВЗ/ОГВЗ)

15%
Дивиденды

30%

Плюсы/минусы законопроекта для налогоплательщиков

Плюсы

Минусы
Новые правила группировки и амортизации основных средств

Уплата налога по факту отгрузки
Новые правила покрытия убытков прошлых лет

Обязанность доказывать необходимость и обоснованность
затрат лежит на налогоплательщике
Отмена норматива расходов на рекламу

Отмена льгот для малых предприятий
Расширение списка расходов по добровольному страхованию,
принимаемых для целей налогообложения

Снижение до 12% годовых величины процентов по валютным
заемным, уменьшающих налоговую базу
Проценты по заемным средствам уменьшают налоговую базу
вне зависимости от источника и целей их получения (в пределах норматива)

Сокращение списка отраслей материального производства
по сравнению с ОКОНХ
Снижена ставка налога для банков

Отмена ряда льгот

Советы бухгалтеру

Поскольку проект главы 25 ужесточает порядок
пользования льготой на финансирование капитальных вложений,
рекомендуем:

  • перенести погашение процентов
    по банковским кредитам на этот год (так как в 2002 году они
    не будут учитываться при расчете льготы);
  • если планируются вложения
    в жилищное строительство, начать их в 2001 году (для сохранения
    права на льготу).
  • получать льготу для вновь
    созданных производств до конца этого года (в будущем она будет
    отменена).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.