Инвесторы советуют попрощаться со многими громкими словами последних лет: самокаты, доставка еды и заправки для электромобилей им теперь интереснее, чем криптовалюты, чат-боты и блокчейн

Главы и эксперты инвестиционных фондов, рассказавшие РБК, какие технологии они считают наиболее перспективными с коммерческой точки зрения, разошлись в оценках таких направлений, как виртуальная и дополненная реальность, блокчейн, SaaS-решения для бизнеса. Зато оказались вполне единодушны в том, что касается транспортных шеринг-сервисов, развития искусственного интеллекта и использования big data в ретейле. В мире перестают быть научной фантастикой частные космические запуски, а в России в следующем году может начаться бум компаний, создающих инфраструктуру для электромобилей. Инвесторы также советуют российским технологическим стартапам сразу ориентироваться на международный рынок — возможности отечественного останутся весьма ограниченными.

Потепление и самокаты

«Скучные, как многие скажут, инвестиции в программное обеспечение сейчас актуальны как никогда. Период роста мировой экономики продолжался особенно долго, и в ближайшее время не исключен спад. На этом фоне должны быть очень интересны компании из сферы ПО, особенно SaaS (программное обеспечение как услуга. — РБК), где клиенты максимально лояльны, отток низок, а маржинальность высока. Посмотрите на сервисную отрасль экономики: там люди пользуются ИТ-системами, которые зачастую плохо интегрированы между собой. Мне очень нравятся программные решения, которые объединяют существующие ИТ-системы, интегрируют их и дают бизнес-аналитику для продаж и маркетинга — именно на основе уже существующих данных, которые были толком не объединены и не проанализированы. Мы уже вложили в несколько проектов, которые занимаются разработкой таких решений, и хотели бы нарастить инвестиции.

Один из больших трендов нашего времени в том, что люди научились платить за подписки. В последнее время все больше компаний создают приложения, которые монетизируются по подписке, в самых разных сферах, например в здравоохранении или сегменте лайфстайл. Мы хотим поддерживать компании, которые через приложение могут сделать премиальный сервис доступным сотням миллионов человек, например предоставить им аналог персонального тренера по фитнесу всего за $10. Приложения, которые помогают снизить стресс, сбросить вес и сохранить здоровье, уже пользуются большой популярностью.

Тренд следующего года — это транспорт и микротранспорт, например шеринг электросамокатов. Множество стартапов уже привлекли средства в 2018 году, и когда в Европе и США начнется потепление, на улицах появится огромное количество самокатов. Уверен, здесь мы еще увидим большие сделки: был же уже слух-спекуляция, что Uber купит одного из игроков этого рынка. Покупка имела бы смысл для их выхода на IPO. Думаю, что в сфере микромобильности будет рождаться много стартапов. Наш фонд будет инвестировать в этот сегмент.

Многие стартапы из России стали думать про глобальный рынок: когда на локальном рынке количество возможностей ограничено, это веская причина выходить в широкий мир. Для российской технологической отрасли это очень актуально».

(Александр Фролов, основатель и управляющий партнер фонда Target Global)

Роботы и «русский Amazon»

«Думаю, о всех хайпах прошлых лет в следующем году надо забыть: не думать о биткоинах, чат-ботах и другом подобном мусоре. В 2019 году одним из главных трендов станет замена рутинной человеческой деятельности роботами. Например, это произойдет в кол-центрах и супермаркетах. Да, некоторые роботы будут довольно простыми, но их качество будет измеряться сокращением издержек, а не технологической продвинутостью. Роботы будут нас тревожить по телефону чаще, чем живые операторы кол-центра, потому что их труд станет дешевле, чем труд человека. Тренд нельзя назвать новым, но инвестировать в эту отрасль по-прежнему стоит, ведь то, что ныне существует, — только 0,5% от того, что можно сделать в машинном обучении.

Есть набор отраслей (потребительские сервисы: такси, доставка еды, покупка билетов), в которые в последние годы активно инвестируют и в России, и в мире. И этот тренд будет сохраняться в 2019 году. Вряд ли взлетит что-то новое, но все проекты, которые уже существуют, будут расти: например, «Ситимобил» появится в большем количестве городов и им станет пользоваться большее количество людей.

Двадцать лет подряд говорят о том, что в России нет своего Amazon — и он, наконец, должен появиться. Претендентов несколько: альянс Mail.ru и AliExpress, проект Сбербанка и «Яндекса» (анонсированный в августе 2018 года интернет-магазин на базе «Яндекс.Маркета», в который планируется вложить 60 млрд руб. — РБК), Ozon, который сейчас активно привлекает деньги на развитие. Кто из них победит в 2019 году? Битва будет интересной.

Еще один пункт — мобильные игры. В этой индустрии сейчас все хорошо, а следующем году будет еще лучше. Появятся два-три суперхита из России, которые покорят мир. И я говорю не только о проектах Mail.Ru Group: в стране много хороших студий, которые делают достойные игры. А вот в развитие SaaS-софта в сфере B2B я не верю: в России слабо развит сегмент МСБ, а значит, недостаточно клиентов. За рубежом американский разработчик Salesforce сделал CRM и продает ее условно за $100 миллиону клиентов. В России таких клиентов мало или просто нет. Зато есть «Газпром», но если ты продаешь ему CRM, то он попросит сделать настолько специализированные вещи, что это уже будет целая проектная линия».

(Александр Горный, директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group)

Источник: rbc.ru